23.06.2017

Новости

16.06.2017 Прямо о президентских выборах

16.06.2017 Взаимодействие с Пенсионным фондом

15.06.2017 Отчет принят

15.06.2017 Минус один кандидат

05.06.2017 Поправки от Минюста

02.06.2017 Довыборы в Тулуне

01.06.2017 Позитивный опыт

31.05.2017 В рабочем порядке

18.05.2017 Конвенция об избирательном праве

18.05.2017 Память о подвиге

Выборы с фильтром и без


Три российские оппозиционные парламентские партии – «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР – выступили с инициативой отменить муниципальный фильтр на выборах глав субъектов Федерации. Обращение к президенту Владимиру Путину по этому поводу подписали лидеры КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» Сергей Миронов и ЛДПР Владимир Жириновский, сообщает ТАСС.

«По нашему общему убеждению, пятилетняя практика применения этого механизма отбора кандидатов на должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации выявила ряд его недостатков, – говорится в документе. – Мы уверены, что отмена муниципального фильтра для парламентских партий повысит доверие граждан к нашей избирательной системе и станет шагом вперед в развитии российской демократии».

В своем обращении политики отмечают, что «для парламентских политических партий выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица любого субъекта Федерации стало куда более сложной процедурой, чем выдвижение кандидата на должность президента России».

– При этом очевидно, что должен работать принцип соразмерности сложности фильтра на выборах разного уровня, а выборы президента несоизмеримо более значимы, чем выборы главы любого региона, – считают парламентарии.

Напомним, что муниципальный фильтр – это процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципалитетов в поддержку кандидатов на должность губернатора, предусмотренная российским законодательством. Количество подписей, требуемых для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Федерации и варьируется от 5 до 10 процентов от общего числа местных депутатов. Инициатива о введении муниципального фильтра впервые была озвучена мэром Самары Дмитрием Азаровым в апреле 2012 года, во время рассмотрения президентского законопроекта о возврате выборов глав регионов. Конституционный Суд посчитал, что муниципальный фильтр не противоречит основному закону страны.

В своем воззвании представители парламентской оппозиции обращают внимание, что «использование муниципального фильтра в реальных российских условиях косвенно налагает еще и “имущественный ценз” на кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Федерации, учитывая стоимость нотариальных услуг и сложность логистики в сельских районах большинства регионов».

– Фактически только кандидаты, готовые потратить порядка 1 млн рублей на процедуры, связанные со сбором и заверением необходимых для своего выдвижения подписей (расходы на транспорт и нотариальные услуги), могут принять участие в выборах высшего должностного лица субъекта РФ, – отмечается в обращении, адресованном Путину. – Это идет вразрез с принципом равенства граждан России независимо от их имущественного положения, закрепленном в Конституции и в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В письме президенту парламентарии также подчеркивают, что «механизм муниципального фильтра существенно ограничивает политическую конкуренцию в России, что отрицательно сказывается на доверии общества к результатам выборов, на международном имидже страны, на развитии в России демократических институтов и, как следствие, оказывает негативное влияние на устойчивость и стабильность нашей политической системы».

– Снижение конкуренции на выборах высших должностных лиц субъектов РФ ведет к снижению качества подбора руководящих кадров в стране, принимаемых ими решений и росту коррупции, – уверены лидеры думской оппозиции.

Стоит отметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации также изучает вопрос смягчения муниципального фильтра, так как тема эта периодически возникает в политическом пространстве.

Полная отмена муниципального фильтра в ЦИК России не обсуждается, но механизм могут смягчить, рассказал глава экспертной группы при Центризбиркоме Андрей Бузин. «Один из способов смягчения, пожалуй самый эффективный, – возможность для муниципального депутата подать голос за нескольких кандидатов. Он обсуждается, и таких предложений довольно много», – отметил эксперт. В ЦИК приняли во внимание выступления лидеров партий, с которыми председатель Центризбиркома Элла Памфилова встречалась в течение всего марта. Почти все они – ПАРНАС, Партия роста, «Справедливая Россия», КПРФ, «Зеленые», Российская партия пенсионеров за справедливость и «Яблоко» – тогда высказывались за отмену муниципального фильтра.

Секретарь ЦИК России Майя Гришина в интервью газете «Известия» подробно рассказала о том, какая работа по вопросу ведется в Центральной избирательной комиссии и почему некоторые предложения не могут быть реализованы в соответствии с законодательством.

– Есть международная рекомендательная норма, согласно которой изменения избирательной системы должны происходить не позднее чем за год до выборов. Сейчас идет активная подготовка к губернаторским выборам. Не думаю, что законодатель сейчас будет спешно менять правила игры. Это надо делать заранее, – напомнила секретарь комиссии.

Она также подчеркнула, что некоторые партии выступают за отмену или упрощение муниципального фильтра.

– Но идея действующего закона не в фильтре, а в поддержке – в обеспечении того, чтобы кандидаты, которые выдвигаются на должность губернатора, были людьми, известными муниципальным депутатам и главам. В этом и есть смысл муниципальной поддержки, а не в установлении каких-то препятствий. Понятно, что такая поддержка предъявляет к кандидатуре дополнительные требования, – отметила Майя Гришина. – Обращает на себя внимание проект, в котором предлагают исключить норму, согласно которой депутат может поддержать кандидата только от одной партии. Этот вопрос будет дискутироваться в Госдуме. Председатель ЦИК Элла Памфилова считает, что это обсуждаемо. Но это будет рассматриваться уже после президентской кампании.

Майя Гришина отметила, что проценты муниципального фильтра считаются от абсолютного числа депутатов, а оно зависит от деления субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. Так как в России регионы разнородные по количеству избираемых депутатов, процент зависит от архитектуры местного самоуправления, выстроенной в каждом субъекте. 

– Поэтому не только процентами всё меряется. При выборе порога законодатель субъекта Федерации должен руководствоваться также оценкой состояния партийно-политической системы в регионе: в некоторых субъектах до 70 региональных отделений партий, а где-то действуют только четыре парламентские партии, – обратила внимание Майя Гришина.

По мнению секретаря Центризбиркома, законодателю субъекта Федерации при определении порога надо ответственно подходить к оценке практического применения фильтра: он должен быть проходимым. Это обсуждалось и в Конституционном Суде, где отметили, что законодатель может установить дополнительные критерии для претендентов на пост губернатора, но они не должны носить непосредственно ограничительный характер, априори не пускать никого на выборы. В каждом регионе этот порог надо оценивать персонально, нельзя говорить, что 5 процентов – это здорово, а 10 процентов – нет.

По материалам федеральных СМИ

Голосование

Как повысить явку избирателей на выборах?

Всего голосов: 76





Видеоновости