22.06.2017

Новости

16.06.2017 Прямо о президентских выборах

16.06.2017 Взаимодействие с Пенсионным фондом

15.06.2017 Отчет принят

15.06.2017 Минус один кандидат

05.06.2017 Поправки от Минюста

02.06.2017 Довыборы в Тулуне

01.06.2017 Позитивный опыт

31.05.2017 В рабочем порядке

18.05.2017 Конвенция об избирательном праве

18.05.2017 Память о подвиге

Андрей Федоров: «Быть порядочным – это самое главное»


Тема выборов в его работе постоянна более тринадцати лет. Назначение даты очередной или внеочередной избирательной кампании разного уровня означает для него съемку портретов кандидатов, репортажей со встреч с избирателями, поездок в отдаленные территории, быструю смену населенных пунктов и наблюдение за изменением интереса тех, кому предстоит голосовать, к тем, кто стремится убедить их отдать голос именно за него.

С фотографом Андреем Федоровым, из снимков которого складывается часть архива Избирательной комиссии Иркутской области, касающаяся дня голосования, по итогам почти тридцати кампаний, мы говорим о том, почему лучшие портреты получаются на последних секундах фотосессии, переживаемом экстриме ради кадров, которые потом одновременно просят десятки редакций, и о сожалении, испытываемом из-за того, что, удачно успев поймать одно мгновение, упустил другое, содержащее тоже что-то удивительное.

Всё интересное – вокруг выборов

– Андрей, как получилось, что избирательные кампании стали частью вашей фотографической жизни?

– В 2004 году, когда были объявлены выборы в Законодательное собрание Иркутской области, ко мне в мою фотостудию в разное время пришли несколько кандидатов и попросили сделать их портреты для агитационных материалов. По их словам, они видели мои фотографии в газетах и журналах, с которыми я в то время сотрудничал, им понравилось, и они решили попробовать сфотографироваться у меня. Так я впервые столкнулся с избирательной системой, и раз уж это произошло, заинтересовался тем, что с нею связано.

С тех пор регулярно работаю на всех выборах. Кандидаты приглашают с собой на встречи с избирателями в разные города и районы, на партийные съезды, так что выборы дали мне возможность изучить географию и социальную жизнь области, познакомиться со многими людьми, увидеть предшествующие выборам процессы. Одними из первых моих выборов были выборы мэра Черемховского района и выборы в Усть-Уде, всего же я снимал на более чем тридцати кампаниях. Бывают такие выборы, когда меня одновременно приглашают кандидаты из разных партий.

– Какие истории, связанные со съемками, за это время запомнились больше всего?

– Их было много, самых разных, но больше всего происходило не в сам день голосования, а до него. Например, навсегда запомнилась дорога до Больших Котов в день организации досрочного голосования: мы вышли на корабле в четыре утра в штормовую погоду, добрались хорошо, но это было такое ощущение экстрима. Или полет на вертолете с членами избирательной комиссии в Тофаларию. Там мне вместе с репортажем о голосовании в труднодоступной местности удалось сделать много кадров о быте живущих там людей, об их ручных северных оленях. Важным опытом работы при очень большом скоплении людей стало участие в партийных съездах в Москве, у нас не проводится мероприятий подобного масштаба, поэтому для меня работа в рамках таких форматов была хорошей школой, дала новые навыки и ощущения.

– Несмотря на то, что процесс выборов в целом неизменен, вам всегда удается сделать особенные кадры, поймать что-то едва уловимое, поэтому ваши фотографии так интересно смотреть. Как вы настраиваетесь на выборную съемку и какие ваши секреты по «вылавливанию» цепляющих моментов?

– Съемка на выборах для меня не отличается от любой другой, просто стараюсь сделать всё хорошо. А что касается необычных моментов, забавных, драматичных, динамичных, их надо даже не поймать, а успеть сфотографировать: бабушку, разговаривающую с КОИБ, малыша на руках у мамы, который сосредоточенно первый раз в жизни пытается опустить заполненный мамой бюллетень в ящик для голосования, человека, идущего к кабинке с «написанными» на лице эмоциями. При этом бывает так, что пока снимаешь одно интересное, краем глаза замечаешь, что рядом одновременно происходит тоже что-то, заслуживающее внимания, а ты не успел это зафиксировать. И жалеешь об этом. 

– Следите ли вы за карьерой кандидатов, которых фотографировали?

– Да, ведь с теми, кто садится перед твоей камерой, устанавливаешь эмоциональный контакт, стараешься понять, чтобы фотографии получались настоящими, живыми. Конечно, к этим людям не остаешься равнодушным. Мне приятно, когда герои моих фотографий «растут»: фотографировал человека для муниципальных выборов, а потом он приглашает на региональную кампанию. Или работал с политиком на областном уровне, а он потом избрался в Госдуму. Да, я интересуюсь судьбой героев фотографий, это и часть работы (раз уж фотографируешь политиков, то нельзя не интересоваться этой сферой, иначе выпадешь из обоймы), и часть личного интереса как человека снимающего.

Выбор в пользу творчества

– Почему вы решили заняться фотографией?

– Я интересовался ею еще с юности, а потом купил камеру у отца моего друга, чьи снимки мне самому очень нравились. Так в 1998 году, с момента рождения старшего ребенка, начал постоянно снимать сам. Сейчас, конечно, смешно, когда смотрю на те первые снимки, но меня увлек процесс, я получал удовольствие.

В то время занимался малым бизнесом, но однажды настал момент, когда предстояло выбрать: продолжать свое дело, связанное с торговлей, или отдаться творчеству. Я выбрал творчество.

– Это был непростой выбор?

– Сложный больше для семьи, чем для меня самого: после определенного достатка родные впереди видели неизвестность, это, конечно, было испытанием. Но я сделал выбор в то время, когда первое и второе дело почти сравнялись по доходам. При этом в творчестве, по сравнению с бизнесом, я был свободным, работал на себя плюс получил возможность общаться с большим кругом интересных людей. Сначала сотрудничал с газетами, журналами, снимал конкурсы красоты, работал с моделями. Так увлечение стало главным делом, в том числе обеспечивающим финансовую устойчивость.

– Что вы открыли для себя, когда стали профессионально заниматься фотографией?  

– Портрет. Его создание – кропотливая, долгая работа, ведь разговорить человека и раскрыть его требует много времени и желания. Я долго спокойно общаюсь с тем, кто садится перед моей камерой, и постепенно узнаю его. После такого искреннего разговора с кем-то даже друзьями становишься. Многие люди открываются только после часа работы. Сначала позируют, как дома сами для себя придумали и отрепетировали перед зеркалом, а потом выходят из этого придуманного образа и нормально работают. Бывает, человек час делает то, что хочет, а когда устает – сдается, расслабляется и начинает иначе себя вести, и эти пять кадров последних, почти на словах прощания, выходят самыми удачными.

– Каких людей интереснее снимать?

– Если человек закрывается от того, кто стоит перед ним с камерой, говорит, что не получаюсь, демонстрируя негативное отношение к себе, нелюбовь к самому себе, то с ним работать не интересно. Вдохновляют же те, кто хотят фотографироваться и помогают фотографу, хорошо относятся к самим себе, готовы открыться другим людям. Я заметил такую особенность: чем лучше человек к себе относится, тем охотнее фотографируется.

– Какой портрет для вас удачный?

– Тот, который мне нравится. Который я смогу повесить на стену во время выставки. Или неожиданно-забавный.

– А что вам нравится в портретах?

– В женских – красота, в мужских – пойманный момент. Не характер, а именно момент, потому что характер может быть разный, а момент – раз и всё, исчез навсегда, если не нажал на кнопку в одну секунду.

В репортаже есть всё

– Какой из жанров вам больше по душе?

– Репортаж. Во время него можно найти всё: и путешествие, и пейзажи, и портреты. И ловить моменты – только успевай нажать на кнопку. Именно репортаж дает разнообразие фотографической жизни: утром ты можешь оказаться на официальном заседании, в обед – в кочегарке, вечером – на светском приеме.

– Помните рекордный день по количеству запланированных съемок?

– Часто бывает по шесть съемок в день, для меня это уже не рекорд. А вот рекорд – когда снимаешь на каком-то мероприятии и больше десятка изданий хотят получить твои фотографии, телефон просто разрывается. Поэтому приходится снимать в совершенно разных манерах, ориентируясь на стили изданий. На самом деле на одном событии можно сделать кадры и для официального издания, и для светской хроники, и для глянца, и что-то в стиле «Коммерсанта», школу которого я прошел в свое время. Его стиль оказался мне близок, использую его, чтобы разнообразить рутину, ведь когда ходишь в одно место из года в год, надо искать что-то привлекательное, новое. И еще искать что-то лично для себя, тот самый кадр, который хочется со съемки принести и спрятать пока в папку, а потом на выставке представить.

– У вас были экстремальные съемки?

– Экстремальные съемки с точки зрения фотографа – со звездами, известными людьми. Они бывают спонтанные, когда тебе надо максимально сконцентрироваться, бывают длящиеся буквально две минуты, когда тебе за это время надо решить технические моменты, снять портрет, репортаж, общение героя с другими людьми. Например, так было во время приезда Сергея Шойгу. И это было экстремально и интересно.

– Работа с огромным количеством людей больше дает энергии или отнимает? 

– Наверное, как в любой работе, это зависит от твоего настроя. Да, бывают и усталость, и адреналин от того, что, несмотря на физическую опустошенность, получилось что-то стоящее. А когда снимаешь портрет, то с любым человеком обмениваешься энергией, особенно если час проговорили. И даже если не разговариваешь, например когда на большом расстоянии снимаешь президента или премьер-министра, то все равно контактируешь и энергетику чувствуешь.

– Что вы не снимаете принципиально?

– Негатив. То, что любит желтая пресса. Мне нравится красивое.

– У вас трое детей. Какую главную мысль вы хотите им донести, какие качества воспитать?

– Быть порядочным. Это самое главное. Если покой и порядочность есть, всё остальное вокруг тебя складывается. А еще – умение выбирать людей, с которыми общаться. Если это будут интересные интеллигентные люди, такой и будет твоя жизнь.

Беседовала Анна Важенина

Фото из архива Андрея Федорова

Голосование

Как повысить явку избирателей на выборах?

Всего голосов: 76





Видеоновости